Сколиоз. Как уберечь своего ребёнка от патологии?

25.06.2014

Статистика Министерства образования и науки РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ

  • сколиозом различной степени тяжести, согласно ежегодным медицинским об-следованиям (диспансеризации), в РФ страдают около 54 % детей и подростков школьного возраста;
  • у 36 % всех детей с заболеванием сколиозом выявлены отклонения в работе внутренних органов (сердца, лёгких и др.), вызванные искривлением позвоночного столба;
  • в 75 % случаев деформация позвоночника развивается в возрасте 8–14 лет, причём девочки заболевают в школьном возрасте в среднем в 6 раз чаще мальчиков (показатели для детского сада одинаковы для детей обоих полов);
  • примерно в 70 % случаев сколиоз начинается с нарушения осанки, которое — при отсутствии коррекции — переходит в заболевание позвоночника и последующие заболевания и нарушения в работе внутренних органов.

Здоровье детей школьного возраста стало сегодня одним из самых актуальных вопросов не только в Министерстве образования, но и в Правительстве РФ. Причина тому — близкое к катастрофе ухудшение показателей здоровья школьников, особенно в области хронических и прогрессирующих заболеваний. Особая по остроте и последствиям проблема — сколиоз — деформация позвоночника, для которой характерно боковое дугообразное искривление позвоночного столба и скручивание его вокруг вертикальной оси (торсионное).

В результате прогрессирования сколиоза:

  • деформируется грудная клетка,
  • ограничивается дыхательная ёмкость лёгких,
  • возрастает заболеваемость бронхитом и пневмонией,
  • на 30 % увеличивается вероятность поражения ишемической болезнью сердца и возникновения сердечной недостаточности,
  • появляются застойные явления в желчном пузыре.

Таковы последствия искривления позвоночника, о которых люди чаще всего просто не знают, иначе родители не были бы столь беспечны в вопросах, за какой партой и сколько сидит их ребёнок, как он делает уроки дома, какой портфель носит и сколько тот весит.

Причины сколиоза. Почему родителям отличников и хорошистов, а также девочек следует быть особенно внимательными к здоровью детей

Сегодня довольно распространено мнение, что причины сколиоза определить труд-но, однако с этим не согласны ведущие специалисты-ортопеды. Так, Сутягин Сергей Петрович, кандидат медицинских наук, преподаватель социально-педагогической академии (Нижний Тагил), называет одной из главных причин не-правильную посадку за партой или столом, несоответствие школьной и домашней ме-бели, за которой ребёнок делает уроки, его росту.

С ним полностью согласен Мацкеплишвили Симон Теймуразович — кандидат медицинских наук, ортопед высшей категории, сотрудник НИИ профилактиче-ской педиатрии при РАМН: «Неправильное положение тела во время школьных уро-ков и выполнения домашних заданий, неудобная парта или неприспособленный стол… способствуют развитию дефектов осанки и нарушений позвоночника. …неправильная осанка может привести к сколиозу — паталогическому изменению позвоночника».

Только у 5 % людей сколиоз является врождённым — остальные приобретают его и чаще всего в школе. Оказалось, наиболее подвержены искривлению позвоночника девочки и те, кто учится хорошо. Как считает С. Т. Мацкеплишвили, это вызвано их большей усидчивостью, большим количеством времени, проведённым за партой или столом, за которыми дети устают и непроизвольно выбирают неправильное положе-ние тела, то низко нагибаясь, то опираясь постоянно на одну из рук и искривляя по-звоночник.

Чтобы исключить из причин сколиоза столь мощный фактор, как усталость и в итоге — неправильная осанка, родителям и педагогам следует в первую очередь обратить внимание на парты и столы для учебной деятельности.

Какой должна быть парта и как ребёнку следует за ней сидеть, чтобы избежать нарушений позвоночника

Парта должна соответствовать росту ребёнка или подростка. Санитарные нормы предусматривают 6 ростовых групп детей и соответственно — 6 размеров стульев и парт. Можно использовать "растущие" парты и стулья.

Номер мебели по ГОСТ 11015-93 11016-93 Рост ребёнка (м) Высота столешницы по ГОСТ 11015-93 (мм) Высота сиденья по ГОСТ 11016-93 (мм)
1 1-1,15 460 260
2 1,15-1,3 520 300
3 1,3-1,45 580 340
4 1,45-1,6 640 380
5 1,6-1,75 700 420
6 Свыше 1,75 760 460

Когда мебель выбрана с учётом роста ребёнка, он может писать, свободно положив обе руки на парту, при этом ему не приходится поднимать плеч, сгибать спину, опускать голову. Ноги при правильной высоте стула опираются всей ступнёй о пол.

При такой осанке, которая станет для ребёнка естественной, шея и позвоночник не подвергаются дополнительной нагрузке, ученик долго не устаёт и не стремится принять неправильное, но более комфортное в определённом смысле положение.
Однако выбор мебели правильной высоты — это не единовременное мероприятие. Ребёнок растёт! И при заботливом к нему отношении высоту мебели приходится кор-ректировать в течение года, чтобы посадка оставалась физиологически правильной.

Если в школе ребёнка могут просто пересадить с одного места на другое (в реальности это происходит крайне редко!), то что делать дома родителям?

Покупать растущую парту — учебный стол-трансформер, высоту которого можно регулировать по необходимости. Сегодня предложений растущих парт множество, и зачастую, зная важность подобной мебели для здоровья детей, производители завышают цену. Не все родители и не всегда могут отдать несколько тысяч за парту. Однако выход есть.

На российском рынке появился замечательный производитель детской школьной мебели «Мебелетта». «Mebeletta» строго следует нормам ГОСТов, парты, выпускаемые под этой маркой, регулируются по росту, долговечны и — что очень важно! — доступны по цене всем родителям.

Позаботьтесь о своём ребёнке с первого школьного дня — и вы сможете уберечь его от множества проблем не только в школьной, но и во взрослой жизни!


Возврат к списку